Регистрируем юридическое лицо: новые изменения в законодательстве
Новые требования к регистрации юридических лиц
Согласно действующему законодательству, юрлицо считается образованным со дня государственной регистрации. Решение о госрегистрации регламентируется статьей 50.1 ГК РФ, дополненной Федеральным законом № 99-фз. Так, новое предприятие может быть создано на основании постановления одного учредителя (при единоличном решении) или нескольких учредителей (в этом случае решение должно быть единогласным). Помимо этого, статьей 50.1 определены условия к содержанию решения о создании организации. Согласно п. 3 ст. 50.1 в решении должны быть указаны основные сведения о предприятии: утверждение устава, сведения о способах, порядке, размерах и сроках формирования его имущества и о выборе органов управления.
Новая редакция закона № 99-фз содержит ст. 52 ГК РФ, которая устанавливает требования к учредительной документации для регистрации юридических лиц. В соответствии с п. 1 данной статьи, образованные предприятия и организации (исключение составляют хозяйственные товарищества) должны работать на основании уставов, утвержденных их учредителями.
Федеральный закон № 55-фз от 2.04.2014 г. вносит изменения в НК РФ в части обязанностей юридических лиц уведомлять налоговую инспекцию о своих счетах. Ранее для этого отводился семидневный срок, но новые правила упраздняют процедуру направления сообщений в налоговую инспекцию при открытии или закрытии банковских расчетных счетов.
В каких случаях не нужно нотариально заверять подпись?
В соответствии с законом РФ № 107-фз от 5 мая 2014 года, была облегчена регистрация юридических лиц. Для регистрации необходимые документы могут быть представлены учредителем юрлица, его руководителем, лицом, действующим на основании доверенности либо иным лицом, которое имеет право действовать от имени организации. Другими словами, если у заявителя нет желания или возможности лично посетить орган госрегистрации, он может выдать нотариально заверенную доверенность курьеру, юристу или другому лицу.
Согласно новым правилам, нотариальное заверение подписи заявителя не требуется, если вся необходимая для регистрации документация передается заявителем лично или, если документация подается в электронной форме (например, через интернет), при этом она должна быть заверена усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Наличие УКЭП – это обязательное условие для работы с государственными порталами.
Необходимо отметить, что для регистрации ИП нотариально заверенная подпись не требовалась и до вступления в действие закона №107-фз, но она была необходима для прекращения деятельности или внесения любых изменений в сведения об ИП. В настоящее время для изменения или прекращения деятельности ИП наличие заверенной подписи необязательно.
Как правильно оформить доверенность?
Все требования к оформлению документации для регистрации юридических лиц содержится в тексте приказа ФНС № ММВ-7-6/25@ от 25 января 2012 г. В соответствии с принятыми изменениями, представитель заявителя может подать документы только при наличии нотариально заверенной доверенности или ее копии, так же заверенной нотариально.
Внимание! У представителя заявителя, имеющего доверенность в обычной письменной форме, документацию не примут (основание: письмо ФНС № СА-4-14/9238 от 14.05.14г.).
В случае если при госрегистрации в качестве заявителей выступает несколько лиц, то доверенность может быть передана одним из заявителей одному или нескольким доверенным лицам или же всеми заявителями одному или нескольким лицам и т. п. Варианты подтверждения подписей указаны в п. 1 письма ФНС № СА-4-14/9238. При этом нотариально заверенной может быть лишь часть подписей, а заявители, обратившиеся в регистрирующий орган лично, ставят свою подпись в присутствии должностного лица.
Правила подачи документов
Перечень документации, которую необходимо представить для госрегистрации юридического лица, изложен в тексте закона РФ № 129-фз от 8.08.01 г. К собранному пакету документов необходимо приложить квитанцию об оплате госпошлины.
Согласно п. 3 письма ФНС № СА-4-14/9238, при подаче документов в госрегистрирующий орган заявителю или его представителю выдается расписка, в которой отмечается дата приема и перечень полученной документации, а также свидетельство о внесении соответствующей записи в госреестр. Помимо этого, заявитель или представитель заявителя получает экземпляр учредительных документов.
Согласно п.4 письма ФНС № СА-4-14/9238, если доверенность или ее копия уполномочивает представителя заявителя забрать документы после регистрации, то инспектор не вправе потребовать повторное представление доверенности.
Изменения в перечне организационно-правовых форм (ОПФ)
В соответствии с законом № 99-фз от 5.05.2014 г. создание юридических лиц возможно только организационно-правовых формах, указанных в гл.4 ГК РФ. Следует заметить, что из перечня ОПФ коммерческих организаций были исключены ОДО (общества с дополнительной ответственностью).
Новые положения закона № 99-фз вступят в силу 1.09.2014 г. Начиная с этого момента и до изменения учредительных документов, к организациям, созданным ранее, применяются следующие главы ГК РФ:
- к ОДО – главы об обществах с ограниченной ответственностью;
- к ЗАО – главы об акционерных обществах.
Все организации и предприятия, исключенные из перечня организационно-правовых форм ГК РФ, должны изменить всю документацию и наименования, в соответствии с последними требованиями, предусмотренными Федеральным законом № 129-фз. Все поправки могут быть внесены при первоначальном изменении учредительных документов организации. В этом случае сроки госрегистрации будут составлять не более трех рабочих дней, начиная со дня представления документации в инспекцию (п.1 ст. 8 Федерального закона № 129-фз.).
- Категория: Юридическое сопровождение
- Добавлено: 11.09.2014