Работа с иностранцами без официального разрешения

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» даёт право работодателю и заказчику услуг на привлечение и эксплуатацию иностранных работников при наличии у них соответствующей разрешительной документации. При привлечении иностранных граждан, не имеющих визы, документ такого рода не требуется. Также действуют ограничения на возраст работника: если он не достиг 18 лет, то осуществлять трудовую деятельность не имеет права.

Что подразумевается под разрешением на работу? Это документ, который подтверждают права иностранного работника на временную трудовую деятельность по всей территории РФ, а также права иностранца, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя и желающего заниматься предпринимательской деятельностью.

Согласно части 1 статьи 18.15 КоАП РФ приём на работу на территории РФ иностранного гражданина, не имеющего разрешения на работу или патента в том случае, если их наличия требует федеральный закон, влечёт взыскание административного штрафа, вариативного для разных категорий лиц:

  • на граждан - в размере от 2000 до 5000 руб.;
  • на должностных лиц - от 25 000 до 50 000 руб.;
  • на юридические лица - от 250 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток).

В том случае, если подобный факт имел место в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, сумма штрафа согласно ч. 4 этой статьи будет приравнена к:

  • для граждан - от 5000 до 7000 руб.;
  • для должностных лиц - от 35 000 до 70 000 руб.;
  • для юридических лиц - от 400 000 до 1 000 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток).

Примечание к этой статье гласит: привлечение к трудовой деятельности иностранца подразумевает допуск в определённой форме к осуществлению работ либо иному использованию труда. Установлен факт, что если работу выполняют незаконно двое и более иностранных граждан, то административная ответственность наступает в отношении каждого из них.

Ответственность предпринимателя

Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ гласит, что лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, совершившие правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если действующим кодексом не установлено иное.

Кажется вполне логичным, что предприниматели, не отмеченные в отдельности, подвержены ответственности, как должностные лица. Но в примечании к статье 18.1 КоАП РФ сказано, что за правонарушения, зафиксированные главой 18 КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность подобно юридическим лицам. Исключением станут те, для кого установлены особые правила, отличающиеся от предусмотренных. Естественно, индивидуальные предприниматели, использующие труд иностранных граждан без соответствующего разрешения на работу, несут ответственность согласно правилам, установленным ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ для юридических лиц.

Должностные лица также привлекаются к ответственности

Примеры говорят больше простых слов. Так, своё решение касательно директора предприятия общественного питания быстрого обслуживания вынес Московский городской суд от 10.07.2013 N 7-1657, приговорив его к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ и к выплате штрафа в 30 000 рублей. Такой вердикт арбитры вынесли так как сочли, что директор не принял все зависящие от него меры по соблюдении правил, нарушение которых влечёт административную ответственность. Кроме того, поверенные юридического лица должны были проявлять максимальную степень заботы и осмотрительности, что необходимо для соблюдения действующего законодательства. А также судьи сочли, что у директора ресторана, как у должностного лица, имелась возможность осуществления контроля за соблюдением требований закона при найме граждан.

Заключение трудового договора без разрешения на работу

Пленум ВАС постановил, что судам необходимо учитывать разграничения дня заключения договора и дня начала работы. Поэтому сам факт заключения договора не свидетельствует о привлечении иностранных граждан к осуществлению трудовых обязанностей и не является административным правонарушением. Нарушением закона в такой ситуации станет непосредственное привлечение к трудовой деятельности в форме фактического допуска определённого иностранного гражданина к работе либо иному оказанию услуг без разрешения.

Данные факты имеют подтверждения Федеральным законом N 115-ФЗ, где отмечено, что разрешение может быть выдано иностранному гражданину при определённых условиях:

  • на срок временного пребывания;
  • на срок действия трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год со дня его въезда в РФ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.2 данного Закона (для высококвалифицированных специалистов).

Заинтересованный иностранный гражданин оформляет заявление на получение разрешения, которое входит в перечень необходимых документов. Также сюда входит трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). Строго говоря, трудовой договор может быть оформлен и без разрешения на работу, так что единственным условием является начало работы иностранца после его получения. Для составления и оформления трудового договора также необходима дата начала работы. Статьей 61 ТК РФ установлено, что трудовой договор вступает в силу:

  • либо со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или трудовым договором;
  • либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или уполномоченного на это представителя.

Иностранный гражданин начинает работу с дня, отмеченного трудовым договором, либо с дня, следующего за днём подписания договора. Если работник не приступил к работе в этот период, то работодатель может аннулировать договор, так как он считается незаключённым.

В соответствии с приведёнными выше данными разумно указывать в договоре конкретную дату представления соответствующего документа.

Отсутствие трудового договора не становится гарантом свободы от ответственности

Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения работника и работодателя регулируются трудовым договором. В указанной статье отмечено, что при условии ненадлежащего оформления договора трудовые отношения возникают на основании фактического допущения к исполнению услуг с ведома или по поручению работодателя или уполномоченного на это представителя.

Правила составления договора подразумевают письменную форму. При преждевременном вступлении работника в свои обязанности работодатель ответственен за оформление трудового договора в письменной форме в срок не более трёх рабочих дней. При этом сказано, что любые фактические данные могут быть доказательствами по делу об административном правонарушении. В том случае если при проверке будет выявлен факт нарушения привлечения иностранцев к труду, отсутствие договора не станет гарантом свободы работодателя от ответственности.

Доказательством озвученного становится Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2013 N 09АП-40409/2013, отметившего то, что отсутствие договора в письменной форме не будет доказательством отсутствия у общества трудовых контактов, так как привлечением к работе иностранца считается допуск в любой форме его к осуществлению работ, установленных актом проверки и протоколом осмотра территории.

Судьи в Постановлении ФАС МО от 05.12.2013 N Ф05-14732/2013 озвучили своё решение, согласно которому факт привлечения иностранца к работе подтверждался документально актами проверки, протоколом осмотра территории и фотоматериалами при отсутствии разрешения на работу. Установлено, что на момент проверки гражданин работал в ресторане официантом. Уйти от ответственности в Постановлении ФАС ЗСО от 04.02.2014 N А03-5745/2013 предприниматель смог по той причине, что контролеры неаккуратно обследовали помещения, находящиеся в собственности.

Малозначительные правонарушения по решению судей

Если совершённое правонарушение является малозначительным, то уполномоченные органы власти могут освободить лицо, его совершившее, ограничившись устным замечанием.

В Постановлении ФАС СЗО от 04.02.2013 N А56-27545/2012 в соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ предприниматель подвергся штрафу в размере 250 000 рублей. Причиной штрафных санкций стало привлечение к трудовой деятельности гражданки Республики Узбекистан, не имеющей соответствующего разрешения. В первой инстанции нарушение было признано малозначительным, но апелляция дала иной эффект. Причём вывод апелляции признали обоснованным, дополнив ссылкой на п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10,согласно которой оценка значимости деяния должна соотноситься с уровнем общественной опасности и угрозой причинения вреда обществу. В таком случае судьи сочли угрозу интересам весьма существенной, так как к работе привлекался человек, не имеющий разрешения на работу как в стране, так и в сфере общественного питания, где следует строго соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Постановление ФАС УО от 09.12.2013 N Ф09-7021/13 причиной разбирательства назвало привлечение к работе иностранца в качестве сушиста при отсутствии соответствующего разрешения. В апелляции был принят во внимание факт обращения предпринимателя в вышестоящие органы с заявлением на разрешение. Поэтому обвиняемый был освобождён от административной ответственности. С таким решением согласился и суд кассационной инстанции.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что надеяться на благосклонность судей в подобных вопросах весьма рискованно, так как примеров с освобождением от административной ответственности крайне мало.

Сроки давности искового заявления

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ вердикт по делу об административном правонарушении должен быть вынесен в течении года, а срок привлечения к ответственности исчисляется с момента обнаружения правонарушения.

Может ли миграционная служба осуществлять спонтанные проверки?

Федеральный закон N 294-ФЗ регламентирует порядок организации и проведения проверок юридических лиц и предпринимателей уполномоченными органами контроля.

Стоит отметить, что п. 5 п. 4 ст. 1 данного Закона определяют особенности хода проверок и их согласованность с органами прокуратуры. Согласно ст. 29.2 Федерального закона N 115-ФЗ федеральный государственный контроль в миграционной сфере подразумевает:

  • федеральный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в РФ;
  • федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников.

В п. 5 ст. 32 Федерального закона N 115-ФЗ отмечены основания для осуществления внеплановой проверки, среди которых можно сделать акцент на выявлении возможного нарушения работодателем, заказчиком работ обязательных требований. В такой ситуации предварительное уведомление работодателя не осуществляется. Миграционная служба имеет право планировать проверки по перечисленным в законе основаниям, причём порой без согласования с прокуратурой. Часть 12 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ гласит, что предприниматель получает уведомление органом государственного контроля за три рабочих дня до её проведения. Нарушение указанного срока является грубым нарушением прав к ходу проверки, а её результаты не будут иметь значение.

В том случае если предприниматель, содержащий заведение общественного питания, допускает к работе иностранца без соответствующего разрешения на работу, он может быть привлечён к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. Правда суммы штрафов не являются значительными. Предприниматели при этом несут ответственность наравне с юридическими лицами, а должностные лица также обязаны уплатить штраф. Если при заключении договора фактического вступления в обязанности не произойдёт, то состава административного правонарушения наблюдаться не будет. Но если работодатель избегает оформления договора из опасений проверки и договаривается с работником в обход закона, то от ответственности он не освобождается.

В арбитраже существуют частные случаи вынесения решения о малозначительности правонарушения и освобождении нарушителя от ответственности, но надеяться на такой исход не стоит, так как процент ничтожно мал. Также стоит отметить, что исковое заявление о подобном правонарушении имеет срок давности в один год, а в компетенции миграционной службы устраивать внеплановые проверки без согласования с прокуратурой и уведомления предпринимателя.


Назад к списку статей